Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) как поэт выступил в печати в конце
70-х годов. В общественно-философской и литературной жизни России конца XIX века
большую роль сыграла разработанная Владимиром Соловьевым доктрина религиозного
преображения действительности.
В основе ее лежит почерпнутое в
«Евангелии» учение о кризисе жизни и близящемся апокалипсическом конце мира. Не
принимая крайних жестокостей самодержавия, философ вместе с тем отвергает и
революционный путь изменения существующего правопорядка.
Надежды на
возможное переустройство мира он связывает с духовным его обновлением (революция
духа), с Новым Пришествием. Главное место в его учении занимает образ Жены,
Облаченной в Солнце, воплощение красоты, добра и справедливости, дарующей миру
нового Бога.
В поэзии имя Владимира Соловьева обычно связывают со школой
русского символизма. Хотя сам Владимир Соловьев символистом не был и во многом
не принимал эстетики символистов, его идеалистическая доктрина была популярна у
«младших» символистов — А. Блока, А. Белого, С. Соловьева, которые считали его
своим «духовным отцом».
Собственное поэтическое творчество Владимира
Соловьева невелико по объему и интересно главным образом как художественная
иллюстрация его мистических исканий.
Как поэт он был сторонником
«чистого искусства», большое влияние оказал на него А. А.
Фет.