Сергей Михайлович Соловьев (1885-1942). Внук историка С. М. Соловьева,
племянник философа и поэта В. С. Соловьева, троюродный брат А. Блока. Отец —
педагог и переводчик, редактор посмертного издания сочинений Вл. Соловьева, мать
— переводчица, художница, тонкий ценитель искусства.
Отроческая дружба
связывала юного поэта с А. Блоком и А. Белым. Выросший в атмосфере напряженных
интеллектуальных и художественных интересов, Соловьев был едва ли не
вундеркиндом: «Трех лет ему открылся Логос, / Шести — Григорий Богослов, / Семи
— словарь французских слов», — полуиронически сказал о нем А. Белый.
В
конце 1890 — начале 1900-х С. Соловьев был восторженным поклонником А. Блока
(записывал в его беловую тетрадь собственные опыты, созданные под гипнотическим
влиянием поэзии Блока и идей Вл. Соловьева), впоследствии обнаружил фанатичную
негибкость в своих эстетических пристрастиях и любое изменение прэтики считал
предательством высоких идеалов.
К моменту выхода первой книги стихов
«Цветы и ладан» (1907) отношение к Блоку стало насмешливо-издевательским. С.
Соловьев тогда был студентом классического отделения историко-филологического
факультета Московского университета; завороженность язычеством и античной
культурой сосуществовали в его стихах рядом с христианской религиозностью, не
смешиваясь и не проникая друг в друга (отсюда — два слова, два образа в
названии). «Книгой попыток» называет ее В. Брюсов, Блок на многих примерах
доказывает банальность и отсутствие «напева» и заключает: «все те немногие
стихотворения, где есть истинная поэзия, пахнут ладаном, запаха же цветов во
всей книге Сергея Соловьева нет ни малейшего».
В следующих сборниках,
«Апрель» (1910), «Цветник царевны» (1913), темы радости жизни и
религиозно-евангельские мотивы все также не вызывают душевного напряжения поэта,
не вызывают конфликта в образном строе его поэзии, потому что разнесены по
разным стихотворениям. Но при этом критики не раз отмечали «безупречную
сделанность» вторичных — на грани стилизаций — стихотворений.
На рубеже
1911-1912 С. Соловьев пережил тяжелый внутренний кризис, приведший к болезни;
после выздоровления он поступает в Московскую Духовную академию и в 1915
становится православным священником, а в 1923 переходит в униатство (в 1926 году
стал епископом).
Четвертая книга стихов получает символическое название
— «Возвращение в дом Отчий» (1915). Жизненный перелом не затронул поэтику С.
Соловьева, она осталось прежней: эклектичной, умело повторяющей классические
образцы (от Горация и Боратынского до Брюсова и Вяч. Иванова),
безлико-холодноватой.
Соловьев в последние годы занимался исключительно
переводами, подвергался аресту; умер в эвакуации в госпитале, страдая от
душевной болезни.