Поликсена Сергеевна Соловьева (1867-1924) была двенадцатым ребенком в семье
известного историка, ректора Московского университета С. М. Соловьева.
Значительное влияние на нее оказал родной брат, философ и поэт Владимир
Соловьев. Она получила хорошее домашнее образование, сочинять стихи стала с пяти
лет, сразу, как выучилась читать. Кроме стихотворного таланта у нее рано
проявились способности к пению и живописи. Она училась в Школе живописи, ваяния
и зодчества и впоследствии сама иллюстрировала все свои книги.
В
шестнадцать лет дебютировала стихотворением в «Ниве», а с 1895 стала печататься
в лучших столичных журналах: «Русское богатство», «Мир Божий», «Вестник Европы»,
«Журнал для всех». Избранный литературный псевдоним Allegro (муз.: весело, живо)
позже считала неудачным, полагая, что на выбор излишне оптимистического имени
бессознательно повлияло желание восполнить «недостаток жизненности» в своем
характере.
После выхода сборника «Стихотворения» (1899) вошла в
литературные круги, посещала знаменитые литературные «пятницы» К. Случевского,
сблизилась с писателями-символистами. В 1906-1913 вместе с Н. И. Манассеиной
издавала журнал для детей «Тропинка», позже создала одноименное издательство. К
работе в журнале привлекла многих писателей, в том числе А. Блока, К. Бальмонта,
С. Городецкого, А. Куприна, А. Н. Толстого. В «Тропинку» в качестве художницы
была приглашена Е. Гуро. П. Соловьева и сама много писала для детей.
Ее
поэтические книги «Иней» (1905), «Плакун-трава» (1909), «Вечер» (1914) вызывали
сдержанные похвалы современников (в том числе А. Блока, Вяч.Иванова, И.
Анненского); неизменно доброжелательная интенция критики объяснялась почтением к
фамилии Соловьевых и к памяти покойного брата писательницы.
Ее «тихие,
грустные стихи» (определение А. Блока) написаны под ощутимым влиянием философии
В. Соловьева, с которым она была связана не только кровным, но и духовным
родством. Лишенные яркой оригинальности (написанные к тому же от мужского
имени), достаточно традиционные по форме, стихотворения П. Соловьевой тем не
менее были удостоены официальных наград: поэтесса оказалась первой, кто получил
только что учрежденную в 1908 году Академией наук Пушкинскую премию.
В
книге рассказов П. Соловьевой «Тайная правда» (1912) и стихотворной повести
«Перекресток» (1913) нашли отражение веяния женской эмансипации.
Условно-поэтический стиль П. Соловьевой сложился в индивидуальную манеру в
итоговом сборнике «Последние стихи» (1923), когда ей удалось найти раскованную
интонацию для воплощения в стихах вечного, конкретного
мира.