Леонид Дмитриевич Семенов (1880-1917) — внук знаменитого ученого и
путешественника П. П. Семенова Тянь-Шанекого. Во время учебы на
историко-филологическом факультете (был университетским товарищем А. Блока) слыл
монархистом и «белоподкладочником». Был близок кругу Д. Мережковского и З.
Гиппиус, в Москве подружился с А. Белым.
Дебютировал одновременно с
Блоком в студенческом сборнике в 1903 году. Трагический духовный перелом он
пережил в Кровавое воскресенье. А. Белый рассказывает об этом в мемуарах «Начало
века»: «...он шел 9 января в первых рядах с толпою рабочих, чтобы видеть
осуществление идеи своей; когда грянули залпы, он в первых рядах был; кругом
него падали трупы; он тоже упал, представляясь убитым; и этим лишь спасся; в
течение нескольких дней он переродился... я не знал, что сильней возбуждало в
нем ярость: расстрел ли рабочих, расстрел ли дичайших утопий его о царе и
народе».
Семенов стал революционным агитатором, избирался депутатом
Первой Государственной думы, арестовывался, был зверски избит жандармами. Вскоре
отошел от революционной деятельности, ездил в Ясную Поляну к Л. Толстому. Он
вступил на путь религиозных исканий, сблизился с сектантами, опростился и «ушел
в народ»; был странником и батраком, сделался толстовцем, потом перешел на
позиции православия.
Писал рассказы, которые высоко ценил за
нравственную позицию Л. Толстой. Опубликованный по рекомендации Л. Толстого в
«Вестнике Европы» (1908, №8) рассказ Л. Семенова «Смертная казнь» послужил,
по-видимому (таково было мнение А. Блока), толчком к написанию знаменитой статьи
Толстого «Не могу молчать».
Единственная поэтическая книга Л. Семенова —
«Собрание стихотворений» — вышла в 1905 году. А. Блок отозвался на нее
сочувственной рецензией («Вопросы жизни», 1905, №8), в которой содержатся в
основном общие рассуждения на социально-нравственные темы, а о поэтике говорится
кратко в заключительном абзаце: «На Семенова оказали влияние: З. Гиппиус,
отчасти Щербина... и, что неожиданно и любопытно, Алексей Толстой».
Но
даже по приведенным в статье цитатам видно, что главная зависимость стиха Л.
Семенова — от самого А. Блока. Из этого отзыва А. Блока видно, что современников
гораздо больше интересовало не творчество, а необычная судьба Л.
Семенова.