Борис Александрович Садовской (Садовский) (1881-1952) — сын историка А. Я.
Садовского. Учился в нижегородском Дворянском Александровском институте и в
гимназии, затем на историко-филологическом факультете Московского университета.
С начала 1900-х печатал стихи сначала в нижегородской, затем в московской
прессе.
Биографически был близок к символистам (выступал с резкими
критическими статьями в журнале «Весы», за что А. Белый назвал его «цепной
собакой Брюсова»); был хорошо знаком лично со многими ведущими
писателями-модернистами. Но в своем творчестве ориентировался на классическую
традицию XIX века, пытаясь синтезировать поэзию Фета и опыт новейших течений.
(Наиболее значительные исследования Садовского-литературоведа также посвящены
изучению жизни и творчества А. Фета.)
Первый сборник стихов Б. Садовского
«Позднее утро» появился в 1909, после чего его книги выходили в свет регулярно:
«Пятьдесят лебедей», 1913; «Косые лучи. Пять поэм», 1914; «Полдень. Собрание
стихов», 1915; «Обитель смерти», 1917.
Самая удачная книга Садовского
«Самовар» (1914) принесла некоторую известность автору не формой (нарочитый
академизм, бледная копия классического XIX века), но тематикой: все
произведения, составившие цикл, посвящены заявленному в заглавии «герою»
(«Новогодний самовар», «Самовар в Москве» и проч.).
Ироничное любование
старинным русским бытом определяет некоторую архаичность поэтики, в системе
которой отсутствие оригинального голоса выглядит как оправданная стилизация.
Характерно, что позже тяжело больной поэт (в конце 1916 его разбил
паралич) нашел свое призвание именно в жанре стилизации (мистификации): свои
собственные произведения публиковал под именем А. Блока и С. Есенина, вводя в
заблуждение квалифицированных исследователей.