Биография
Александр Николаевич Вертинский (1889-1957) рано осиротел, воспитывался у родственников. Начал печатать стихи в киевских изданиях — «Киевская неделя» и «Лукоморье» (рядом с Б. Лившицем и А. Ремизовым).
Еще гимназистом увлекся театром, играл на любительской сцене и был статистом в киевском театре Соловцова. Пытался поступить в труппу МХТ, но артистическая карьера была закрыта из-за дефекта речи — он картавил. Этот недостаток не мешал сниматься в немом еще тогда кинематографе.
Был хорошо знаком с В. Маяковским, причислял себя к футуристам и выступал в Кафе поэтов. В Первую мировую войну ушел добровольцем на фронт, был санитаром, вернулся в Москву в 1915 после ранения.
Нашел свой жанр, принесший ему популярность, когда стал выступать в кабаре и театрах миниатюр с «ариетками» — игровыми песенками в костюме и гриме Пьеро. Пластичное речитативное исполнение стихов А. Блока, И. Анненского, Ф. Сологуба, А. Ахматовой, Н. Гумилева и своих собственных текстов позволяло стихам оставаться именно стихами «на отдаленном фоне мелодии» (по словам Ю. Олеши).
«Интимные» песенки Вертинского адаптировали высокую поэзию Серебряного века для эстрады, и его собственное литературное творчество развивалось в русле общих настроений и тем «упаднического» искусства русского модернизма.
Для современников необъяснимым представлялся феномен почти гипнотического воздействия его искусства не только на «обывательскую», но и на взыскательную элитарную аудиторию.
В октябре 1917 Вертинский откликнулся на гибель юнкеров стихотворением «То, что я должен сказать», за что был вызван в ЧК. Тогда-то и созрело решение уехать из новой России. После революции он гастролировал на юге России, затем в 1919 году принял решение об эмиграции.
Жил в Польше, Париже, концертируя во многих странах Европы и США. В 1935 переехал в Шанхай и в 1943, после многочисленных попыток получить советскую визу, добился разрешения вернуться на родину. Жил в Москве, с успехом ездил с концертами по всей стране, снимался в кино.
В журнале «Москва» в 1962 печатались его мемуары «Четверть века без родины». Собственные его тексты были собраны в книгу «Песни и стихи», вышедшую в Париже в 1938.
Стихи
Femme raffinee
Piccolo bambino
Аллилуйя
Бал
Господен
Бар-девочка
Без женщин
Безноженька
В синем и далеком океане
В снегах России
В степи молдаванской
«В этой жизни ничего не водится...»
Ваши пальцы
Ворчливая песенка
Все, что осталось
Дансинг-гёрл
Девочка с капризами
Детский городок
Джимми
Дни бегут
Доченьки
Дым без огня
Желтый Ангел
Жене
Лиле
За кулисами
Злые духи
«И в хаосе этого страшного мира...»
Иная песня
Ирине Строцци
Испано-Суиза
«Каждый тонет — как желает...»
«Как жаль, что с годами уходит...»
«Какой ценой Вы победили...»
Кинокумир
Кокаинетка
Концерт Сарасате
Лиловый негр
Личная песенка
Любовнице
Любовь
«Любовью болеют все на свете...»
Мадам, уже падают листья
Маленькие актрисы
Маленький креольчик
Малиновка
Марлен
Минуточка
Музыканты лета
Мыши
Наше горе
Ненужное письмо
О моей собаке
О нас и о Родине
Обезьянка Чарли
Оловянное сердце
Осень
Отчизна
Палестинское танго
Пани Ирена
«Пей, моя девочка, пей, моя милая...»
Песенка о моей жене
«По золотым степям, по голубым дорогам...»
Поздняя встреча
Полукровка
Попугай Флобер
Пред ликом Родины
Прощальный ужин
Прощание
Птицы певчие
Ракель Меллер
Рафинированная женщина
Рождество
Салют
Сердце в петлицу
Сероглазочка
«Сквозь чащу пошлости, дрожа от отвращенья...»
Сумасшедший шарманщик
Танго «Магнолия»
Танцовщица
Твоя любовь
То, что я должен сказать
«Ты сказала, что Смерть носит...»
Ты успокой меня
«У моих дочурок много есть игрушек...»
Убившей любовь
«Хорошо в этой „собственной“ даче...»
«Хорошо в этой маленькой даче...»
Я сегодня смеюсь над собой
«Я всегда был за тех, кому горше и хуже...»