| 
 
 
 
 
 | Том 3
 
 
 ЦЫГАНЫ
I
 Черновой отрывок,
 не вошедший в окончательную редакцию
 
 Стр. 168. После стиха «В шатре и тихо и темно»:
 
 Бледна, слаба, Земфира дремлет —
 Алеко с радостью в очах
 Младенца держит на руках
 И крику жизни жадно внемлет:
 «Прими привет сердечный мой,
 Дитя любви, дитя природы,
 И с даром жизни дорогой
 Неоцененный дар свободы!..
 Останься посреди степей;
 Безмолвны здесь предрассужденья,
 И нет их раннего гоненья
 Над дикой люлькою твоей;
 Расти на воле без уроков;
 Не знай стеснительных палат
 И не меняй простых пороков
 На образованный разврат;
 Под сенью мирного забвенья
 Пускай цыгана бедный внук
 Лишен и неги просвещенья
 И пышной суеты наук —
 
 Зато беспечен, здрав и волен,
 Тщеславных угрызений чужд,
 Он будет жизнию доволен,
 Не зная вечно новых нужд.
 Нет, не преклонит он колен
 Пред идолом какой-то чести,
 Не будет вымышлять измен,
 Трепеща тайно жаждой мести, —
 Не испытает мальчик мой,
 Сколь      жестоки пени,
 Сколь черств и горек хлеб чужой —
 Сколь тяжко медленной ногой
 Всходить на чуждые ступени;
 От общества, быть может, я
 Отъемлю ныне гражданина,—
 Что нужды, — я спасаю сына,
 И я б желал, чтоб мать моя
 Меня родила в чаще леса,
 Или под юртой остяка,
 Или в расселине утеса.
 О, сколько б едких угрызений,
 Тяжелых снов, разуверений
 Тогда б я в жизни не узнал...
 
 II
 
 Проекты предисловия Пушкина к поэме
 
 1
 
 Долго не знали в Европе происхождения цыганов; считали их выходцами из Египта — доныне в некоторых землях и называют их египтянами. Английские путешественники разрешили наконец все недоумения — доказано, что цыгане принадлежат отверженной касте индейцев, называемых париа. Язык и то, что можно назвать их верою, — даже черты лица и образ жизни — верные тому свидетельства. Их привязанность к дикой вольности, обеспеченной бедностню, везде утомила меры, принятые правительством для преобразования праздной жизни сих бродяг, — они кочуют в России, как и в Англии; мужчины занимаются ремеслами, необходимыми для первых потребностей,
 
 
 торгуют лошадьми, водят медведей, обманывают и крадут, женщины промышляют ворожбой, пеньем и плясками.
 
 В Молдавии цыгане составляют большую часть народонаселения; но всего замечательнее то, что в Бессарабии и Молдавии крепостное состояние есть только между сих смиренных приверженцев первобытной свободы. Это не мешает им, однако же, вести дикую кочевую жизнь, довольно верно описанную в сей повести. Они отличаются перед прочими большей нравственной чистотой. Они не промышляют ни кражей, ни обманом. Впрочем, они так же дики, так же любят музыку и занимаются теми же грубыми ремеслами. Дань их составляет неограниченный доход супруги господаря.
 
 2
 
 Примечание. Бессарабия, известная в самой глубокой древности, должна быть особенно любопытна для нас:
 
 Она Державиным воспета
 И славой русскою полна.
 Но доныне область сия нам известна по ошибочным описаниям двух или трех путешественников. Не знаю, выдет ли когда-нибудь «Историческое и статистическое описание оной», составленное И. П. Липранди1), соединяющим ученость истинную с отличными достоинствами военного человека.
 
 
 
  Версия для печати |  |