| 
 
 
 
 
 | Том шестой.
 
 
 О СТАТЬЯХ КЮХЕЛЬБЕКЕРА
В АЛЬМАНАХЕ «МНЕМОЗИНА»
Статьи «О направлении нашей поэзии» и «Разговор с г. Булгариным», напечатанные в «Мнемозине», послужили основанием всего, что сказано было противу романтической литературы в последние два года.
 
 Статьи сии написаны человеком ученым и умным. Правый или неправый, он везде предлагает причины своего образа мыслей и доказательства своих суждений, дело довольно редкое в нашей литературе.
 
 Никто не стал опровергать его, потому ли, что все с ним согласились, потому ли, что не хотели связаться с атлетом, по-видимому сильным и опытным.
 
 Несмотря на то, многие из суждений его ошибочны во всех отношениях. Он разделяет русскую поэзию на лирическую и эпическую. К первой относит произведения старинных поэтов наших, ко второй Жуковского и его последователей.
 
 Теперь положим, что разделение сие справедливо, и рассмотрим, каким образом критик определяет степень достоинства сих двух родов.
 
 «Мы, напр...», выписываем сие мнение, потому что оно совершенно согласно с нашим.
 
 Что такое сила в поэзии? сила в изобретенье в расположении плана, в слоге ли?
 
 Свобода? в слоге, в расположении, — но какая же свобода в слоге Ломоносова и какого плана требовать в торжественной оде?
 
 Вдохновение? есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому
 
 268
 соображению понятий, что и способствует объяснению оных.
 
 Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. Критик смешивает вдохновение с восторгом.
 
 Нет; решительно нет: восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство (без которого нет лирической поэзии).
 
 Гомер неизмеримо выше Пиндара; ода стоит на низших ступенях, не говоря уже об элегии; трагедия, поэма, сатира все более ее требуют творчества (fantaisie), воображения — гениального знания природы.
 
 Но плана нет в оде и не может быть; единый план «Ада» есть уже плод высокого гения. Какой план в олимпийских одах Пиндара, какой план в «Водопаде», лучшем произведении Державина?
 
 Ода исключает постоянный труд, без коего нет истинно великого.
 
 Восторг есть напряженное состояние единого воображения. Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует.
 
  Версия для печати |  |