АРХИВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ            





Михаил Юрьевич Лермонтов



ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт.

Неведомый избранник

Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften ("Люди и страсти", 1830), "Странный человек" (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.

Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт.

Одновременно идет работа над романтическими поэмами от откровенно подражательных "Черкесов" (1828) до вполне профессиональных "Измаил-бея" и "Литвинки" (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, "вершинность" композиции, "недосказанность" сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены "магистральные" герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы "Демон", 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма "Исповедь", 1831, явившаяся прообразом поэмы "Мцыри"). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.

Смутное время


Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство ("Юнкерские поэмы"), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник "демона". В то же время идет работа над романом "Вадим" (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство "ангела" и "демона", "поэзия безобразности", языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). "Демоническая" линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни "Княгиня Лиговская" (1836) и драме "Маскарад". Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

Поэт поколения


К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами "Ангел", 1831; "Парус", 1831; "Русалка", 1832; "Умирающий гладиатор", 1836; поэма "Боярин Орша", 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, "Маскарад" не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек" (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима "невстреча" с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки "Ашик-Кериб"). Публикация в 1837 стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта.

С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в "Современнике" в 1838 печатается поэма "Тамбовская казначейша") и А. А. Краевским (публикация "Песни про царя Ивана Васильевича..." в редактируемых Краевским "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом "Отечественные записки"). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати".

В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума", 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас ("Поэт", 1838; "Не верь себе", 1839; "Журналист, читатель и писатель", 1840), скептически оценивая жизнь как таковую ("И скучно, и грустно...", 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом ("Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича...", где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре ("Казачья колыбельная песня", 1838), в чувствах ребенка ("Как часто пестрою толпою окружен...", 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие ("Памяти А. И. О<доевского>", 1839; <М. А. Щербатовой>, 1840). Богоборчество ("Благодарность", 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты ("Три пальмы", 1839; "Утес", "Тамара", "Листок", "Морская царевна", все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией ("Родина", "Спор", оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности ("Выхожу один я на дорогу...", 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции "Демона" и "Мцыри" (обе 1839).

В 1838-40 написан роман "Герой нашего времени": первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в "Отечественных записках" и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника "Стихотворения М. Лермонтова" (октябрь 1840; включены "Мцыри", "Песня про царя Ивана Васильевича...", 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.

Неожиданный финал

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении "Я к вам пишу случайно, право..."), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I).

В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов) и гибели поэта.

Произведения



Заблуждение Купидона

Осень

Поэт

Цевница

Забывши волнения жизни мятежной,

Баллада

В день рождения N. N.

Весёлый час

Война

Встреча

Грузинская песня

Два сокола

Дитя в люльке

Жалобы турка

К * (Из Шиллера)

К ***

К ***

К N. N.

К N. N. ***

К Грузинову

К Д........ву

К Нине

К П........ну

К гению

К другу

К друзьям

К......

Мадригал

Мой демон

Молитва

Монолог

Наполеон

Ответ

Пан

Перчатка

Песня

Пир

Письмо

Покаяние

Портреты

Посвящение. N. N.-

Романс

Романс

Русская мелодия

Три ведьмы

Черкешенка

Элегия

ЭПИГРАММА

10 июля. (1830)

1830 год. Июля 15-го

1830. Мая. 16 числа

30 июля. — (Париж.) 1830 года

Farewell

Баллада

Благодарю!

Булевар

(В Воскресенске.)

В альбом

(Глупой красавице)

Гость

(Гроб Оссиана)

Гроза

Дереву

Гость

Гроб Оссиана

Гроза

Дереву

Еврейская мелодия

Звезда

К ***

К ***

К ***

К С.

К глупой красавице

К ...

К....

Кавказ

Еврейская мелодия

Кавказу

Крест на скале

Могила бойца

Моя мольба

Н. Ф. И..... вой

Наполеон (ДУМА)

Незабудка

Нищий

Новгород

Ночь

Ночь. I

Ночь. II

Ночь. III

Одиночество

Опасение

(Отрывок)

Отрывок

Очи N. N.

Песнь барда

Посвящение

(Предсказание)

Разлука

Романс

Смерть

Совет

Стансы

Стансы

Стансы

Утро на Кавказе

Челнок

Черны очи

Чума (ОТРЫВОК)

(Чума в Саратове)

Элегия

Эпитафия

Эпитафия

Эпитафия Наполеона

11 июля

Quand je te vois sourire

Душа моя должна прожить в земной неволе

На темной скале над шумящим Днепром

Пускай поэта обвиняет

Унылый колокола звон

Хоть давно изменила мне радость

Я видел раз ее в веселом вихре бала

Арфа

Венеция

Весна

Волны и люди

Гость

Звезда

Звуки

Звуки и взор

Земля и небо

Из Андрея Шенье

К***

К ***

К***

К ***

К Дурнову

К приятелю

К себе

Мой демон

Мой дом

На картину Рембрандта

Ночь

Первая любовь

Песня

Песня

Пир Асмодея

Подражание Байрону

Поле Бородина

Поток

Прощанье

Раскаянье

Романс

Русская песня

Слава

Смерть

Смерть

Солнце осени

Сон

Сосед

Стансы

Стансы

1831-го июня 11 дня

1831-го января

7-го августа

Как дух отчаянья и зла

Когда б в покорности незнанья

Кто в утро зимнее, когда валит

Кто видел Кремль в час утра золотой

Метель шумит и снег валит

Настанет день — и миром осужденный

Пора уснуть последним сном

23-го марта 1831 г

Прекрасны вы, поля земли родной

Пусть я кого-нибудь люблю

Сижу я в комнате старинной

Ужасная судьба отца и сына

Я видел тень блаженства

Я не для ангелов и рая

Я не люблю тебя; страстей

А. Д. З.....

Ангел

Если б мы не дети были

Non, si j'en crois mon esperance

Ах! ныне я не тот совсем

Безумец я ! вы правы, правы!

Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья

Время сердцу быть в покое

Девятый час; уж темно; близ заставы

Для чего я не родился

Измученный тоскою и недугом

Как в ночь звезды падучей пламень

Как луч зари, как розы Леля

Когда последнее мгновенье

Люблю я цепи синих гор

Нет, я не Байрон, я другой

Он был рожден для счастья, для надежд

Она была прекрасна, как мечта

Она не гордой красотою

По произволу дивной власти

Послушай, быть может, когда мы покинем

Поцелуями прежде считал

Приветствую тебя, воинственных славян

Примите дивное посланье

Из-под таинственной, холодной полумаски

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Склонись ко мне, красавец молодой!

Слова разлуки повторяя

Смело верь тому, что вечно

Ты молод. Цвет твоих кудрей

Что толку жить!... Без приключений

Я жить хочу! хочу печали

Баллада

К**

Парус

Прелестнице

Прощанье

Романс

Романс

Солнце

Сонет

Тростник

Эпитафия

В рядах стояли безмолвной толпой

Когда надежде недоступный

На серебряные шпоры

Он был в краю святом

Посреди небесных тел

Юнкерская молитва

Опять, народные витии

Великий муж! Здесь нет награды

В альбом

Еврейская мелодия

[К портрету Н. И. Бухарова.]

Русалка

Умирающий гладиатор

Гляжу на будущность с боязнью

Как небеса твой взор блистает

Когда волнуется желтеющая нива

Не смейся над моей пророческой тоскою

Никто моим словам не внемлет... я один

Она поет — и звуки тают

Расписку просишь ты, гусар

Расстались мы, но твой портрет

Слышу ли голос твой

Спеша на север из далека

Я не хочу, чтоб свет узнал

[А. П. Петрову]

Бородино

Ветка Палестины

Кинжал

Молитва

Смерть поэта

Сосед

Узник

[Эпиграмма на Н. Кукольника]

Дума

[К М. И. Цейдлеру]

Поэт

На буйном пиршестве задумчив он сидел

Ребенка милого рожденье

Дары Терека

Молитва

Не верь себе

Памяти А. И. Одоевского

Есть речи — значенье

1-е Января

Прощай, немытая Россия

Я к вам пишу: случайно! право

А. О. Смирновой

Благодарность

Воздушный корабль

Журналист, читатель и писатель

Завещание

И скушно и грустно

Из Гёте

К портрету

Казачья колыбельная песня

[М. А. Щербатовой]

[М. П. Соломирской]

Отчего

Пленный рыцарь

Ребенку

Соседка

Тучи

L'Attente

Выхожу один я на дорогу

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

На бурке под тенью чинары

На севере диком стоит одиноко

Не плачь, не плачь, мое дитя

Нет, не тебя так пылко я люблю

Они любили друг друга так долго и нежно

Ты помнишь ли, как мы с тобою

[А. А. Углицкой]

Спеша на север из далека

Я не хочу, чтоб свет узнал

[А. П. Петрову]

Бородино

Кинжал

Смерть поэта

Сосед

Узник

[Эпиграмма на Н. Кукольника]

АНГЕЛ СМЕРТИ / Поэмы

Азраил / Поэмы

Аул Бастунджи / Поэмы ПОСВЯЩЕНЬЕ

Беглец / Поэмы

Боярин Орша / Поэмы

Две невольницы / Поэмы

Исповедь / Поэмы

Корсар / Поэмы

Монго / Поэмы

Моряк / Поэмы

Мцыри / Поэмы

Олег / Поэмы

Песня про купца Калашникова / Поэмы

Сашка / Поэмы

Сказка для детей / Поэмы

Тамбовская казначейша / Поэмы

Хаджи Абрек / Поэмы

Черкесы / Поэмы

Версия для печати
Яндекс.Метрика