АРХИВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ            




 

 

Иван Козлов


В судьбе поэта-романтика Козлова заключен драматический парадокс, подмеченный еще Жуковским. "Козлов до болезни своей жил в свете и был увлекаем рассеянностью... Лишенный обеих ног, он начал учить по-английски и в несколько месяцев мог уже понимать Байрона и Шекспира. Потеряв зрение, он сделался поэтом... Для него открылся внутренний богатый мир в то время, когда исчез внешний".

Сайт: Знаменитости
А "внешний" мир Ивана Ивановича Козлова был достаточно обычным для потомка старинного дворянского рода. Московское детство в богатом доме отца, екатерининского вельможи; мальчишеские развлечения с братьями, гувернеры-иностранцы, военная "карьера", характерная для недорослей его круга: в пять лет сержант лейб-гвардии Измайловского полка, в шестнадцать - прапорщик, в восемнадцать - подпоручик. Все это заочно, без прохождения службы. Затем отставка - в девятнадцать лет. Козлов становится чиновником при московском генерал-прокуроре. Формально обязанности статской службы не мешали вольному, праздничному течению поры юношеской "рассеянности". Козлов - завсегдатай балов и салонов, блестящий танцор, завидный жених. Но не эти достоинства отличали его от прочих. Тонкий художественный вкус, начитанность молодого аристократа были замечены Жуковским и Батюшковым.
Водоворот светской жизни, куда вместились и "мятеж страстей", и "дерзкие упования", и счастливое супружество, прерывается 1812 годом. Почувствовав настоящее дело, Козлов входит в Комитет для образования московской военной силы, участвует в подготовке обороны Москвы. В дни московского пожара он лишается дома, имущества и в 1813 году вместе с семьей перебирается в Петербург, начинает службу в департаменте государственных имуществ министерства финансов.
При этом жизненные стимулы Козлов находит не в канцелярском рвении. Он сближается с Крыловым, Вяземским, с молодыми поэтами Пушкиным, Дельвигом, Кюхельбекером. Будущий учредитель "Союза благоденствия" и Северного общества Николай Тургенев, знакомит его со своим антикрепостническим "Опытом теории налогов", другими сочинениями деятелей грядущего декабризма.
Такова почва, на которой взрастал этот талант, "пробужденный страданием" (Жуковский). С сорокалетнего возраста парализованный, ослепший, Козлов, однако, работает много и плодотворно.
И мой удел, с надеждами, с мечтами,
С веселыми и горестными днями,
По сердцу мне; он мне не утаил
Душевных тайн, и я недаром жил...
Первые поэтические опыты Козлова вдохновлены гением Байрона. Неожиданно сраженный болезнью, Козлов стремится постичь мастерство великого романтика: читает его поэмы в оригинале, делает необычный перевод "Абидосской невесты" - с английского на французский (а через несколько лет - и на русский). Затем следуют переложения фрагментов из "Чайльд-Гарольда", "Дон-Жуана", "Осады Коринфа", "Гяура"... Сегодня очевидно, что именно с переводческой деятельностью Козлова связано начало славы Байрона в России, его своеобразной жизни в русской лирике.
В оригинальном стихотворении, написанном на смерть Байрона, Козлов передал важнейшие для своих современников-соотечественников настроения:
Он первый на звуки свободных мечей
С казною, и ратью, и арфой своей
Летит довершить избавленье;
Он там, он поддержит в борьбе роковой
Великое дело великой душой -
Святое Эллады спасенье.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
И в бурных порывах всех чувств молодых
Всегда вольнолюбье дышало.
Другая заветная тема лирики Козлова определяется его понятиями о человеческой воле, чести, благородстве. Частный эпизод эпохи наполеоновских войн, запечатленный в стихотворении "На погребение английского генерала сира Джона Мура", прозвучал не только как реквием достойному воину, но и как защита подлинной духовности и сердечности, непримиримых с мишурой и пошлостью суетной действительности.
Равно как гражданская страстность и нравственная взыскательность, была доступна Козлову и лирика тончайших переживаний человека. Сомнения, тревоги, "безделье мрачное", "скорбь души", "тайны дум высоких", "светлые мечты", живая радость, красота женщины, "сладкая тоска", счастье, любовь - все это дыхание его лирики.
Привет надежд, судьбы угрозы,
Волненье чувств, веселье, слезы,
Сердечной бездны глубина,
Все то, чем жизнь мрачна, ясна
И не сказать чего словами...
Исповедальная искренность романтической лирики Козлова принесла ему широкую известность у читателей, нашла отклик в лучших сердцах эпохи. В доме Козлова бывали - не просто сострадательными гостями, а воодушевленными собеседниками - Пушкин, Жуковский, Грибоедов, Рылеев, Гнедич, Баратынский, композиторы Глинка и Даргомыжский, а также И. М. Муравьев-Апостол, Зинаида Волконская... Стихотворения Козлова, беседы с ним помогли творческому становлению Лермонтова. Часто навещавший поэта Адам Мицкевич посвятил ему поэму "Фарис", в одической тональности воспевающую противостояние человека природным стихиям.
Всем строем своей лирики, всей своей судьбой - и личной и поэтической - Иван Иванович Козлов утверждал мысль о крепости человеческого духа, о красоте и вечных тайнах земного бытия.

АККЕРМАНСКИЕ СТЕПИ

БАЙРОН

БЕВЕРЛЕЙ

БЕССОННИЦА

ВЕНГЕРСКИЙ ЛЕС

ВЕНЕЦИАНСКАЯ НОЧЬ

ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН

ВИТЯЗЬ

ДВА ЧЕЛНОКА

ДУБ

ЖАЛОБА

ЖНЕЦЫ

ИРЛАНДСКАЯ МЕЛОДИЯ

К ЖУКОВСКОМУ (УЖЕ БЬЕТ ПОЛНОЧЬ — НОВЫЙ ГОД...)

К ИТАЛИИ

К М. ШИМАНОВСКОЙ

К НЕВЕРНОЙ

К ПЕЧАЛЬНОЙ КРАСАВИЦЕ

К ТЕНИ ДЕЗДЕМОНЫ

КИЕВ

КНЯГИНЕ 3. А. ВОЛКОНСКОЙ (МНЕ ГОВОРЯТ...)

КНЯГИНЕ 3. А. ВОЛКОНСКОЙ (Я АРФА ТРЕВОГИ...)

МЕЧТАНИЕ

МОЛИТВА (ПРОСТИ МНЕ, БОЖЕ...)

МОЛОДАЯ УЗНИЦА

МОЛОДОЙ ПЕВЕЦ

МОЯ МОЛИТВА

НА ОТЪЕЗД

НА ПОГРЕБЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ГЕНЕРАЛА...

Над темным заливом, вдоль звучных зыбей

НАС СЕМЕРО

НЕ НАЯВУ И НЕ ВО СНЕ

НОВЫЕ СТАНСЫ (ПРОСТИ! УЖ ПОЛНОЧЬ...)

НОЧЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЫ

ОБВОРОЖЕНИЕ

ОТПЛЫТИЕ ВИТЯЗЯ

П.Ф.БАЛК-ПОЛЕВУ

ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ

ПЛЕННЫЙ ГРЕК В ТЕМНИЦЕ

ПЛОВЕЦ

ПОРТУГАЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

ПРОСТИ

РАЗБИТЫЙ КОРАБЛЬ

РАЗБОЙНИК

РАЗОРЕНИЕ РИМА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

РОМАНС (ЕСТЬ ТИХАЯ РОЩА...)

СЕЛЬСКАЯ ЭЛЕГИЯ

СОНЕТ (ПРЕЛЕСТНЫЙ ВЕЧЕР ТИХ...)

ТАЙНА

ТОСКА (ПРЕКРАСНАЯ КОЛОННА ПАЛА...)

ТОСКА ПО РОДИНЕ (С ЛЮБОВЬЮ ВЕЧНОЮ...)

ЭЛЕГИЯ (О ТЫ, ЗВЕЗДА ЛЮБВИ, ЕЩЕ НА НЕБЕСАХ...)

Версия для печати