АРХИВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ            




 

 

Баратынский Евгений Абрамович

Родился 19 февраля (2 марта н.с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье.

В 1812 поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 был исключен за не совсем безобидные мальчишеские проделки без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской.

В 1819 он был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязались приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером.

В печати появились первые произведения Баратынского: послания "К Креницину", "Дельвигу", "К Кюхельбекеру", элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 напечатана поэма "Пиры", принесшая автору большой успех.

В 1820 — 26 Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: "Финляндия", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды..."), положенное на музыку М. Глинкой, "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора, причиной которого был независимый характер творчества поэта, оппозиционные высказывания, которые часто можно было слышать от Баратынского.

Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря" (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах" (1828).

В апреле 1825 Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества.

После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как "разрешенья всех цепей" ("Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?..").

В 1832 начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску.

В 1835 вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х — начала 1840-х.

В 1843 поэт, уехав за границу, полгода провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции- В стихотворениях Баратынского той поры — бодрость и вера в будущее ("Пироскаф", 1844). Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля н.с.) 1844. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

А.А. ФУКСОВОЙ

АВРОРЕ Ш[ЕРНВАЛЬ] (ВЫДЬ, ДОХНИ НАМ УПОЕНЬЕМ...)

АЛКИВИАД

АХИЛЛ

БАЛ

БЕЗНАДЕЖНОСТЬ

Благословен святое возвестивший!

БОГДАНОВИЧУ (В САДАХ ЭЛИЗИЯ...)

БОКАЛ

БОЛЬНОЙ

Болящий дух врачует песнопенье.

Бывало, отрок, звонким кликом

Были бури, непогоды

В АЛЬБОМ (ВЫ СЛИШКОМ МНОГИМИ ЛЮБИМЫ...)

В глуши лесов счастлив один

В дни безграничных увлечений

В своих стихах он скукой дышит

Весна

Весна, весна! как воздух чист!

Взгляните: свежестью младой

ВОДОПАД

Войной журнальною бесчестит без причины

Вот верный список впечатлений

Всё мысль да мысль! Художник бедный слова!

Всегда и в пурпуре и в злате

Г[НЕДИ]ЧУ (ВРАГ СУЕТНЫХ УТЕХ...)

Где сладкий шепот

Д. ДАВЫДОВУ

ДВЕ ДОЛИ

ДЕЛЬВИГУ (ДАЙ РУКУ МНЕ...)

ДЕЛЬВИГУ (НАПРАСНО МЫ, ДЕЛЬВИГ...)

ДЕЛЬВИГУ (ТАК, ЛЮБЕЗНЫЙ МОЙ ГОРАЦИЙ...)

ДОГАДКА

Всегда и в пурпуре и в злате

ДОРОГА ЖИЗНИ

Есть грот: наяда там в полдневные часы

Есть милая страна, есть угол на земле

Еще, как патриарх, не древен я; моей

Живи смелей, товарищ мой

ЗАПУСТЕНИЕ

Здравствуй, отрок сладкогласный!

Идиллик новый на искус

ИСТИНА

Итак, мой милый, не шутя

К АЛИНЕ

К АМУРУ

К ЖЕСТОКОЙ

К КРЕНИЦЫНУ (ТОВАРИЩ РАДОСТЕЙ МЛАДЫХ...)

К КЮХЕЛЬБЕКЕРУ

К чему невольнику мечтания свободы?

К. А. СВЕРБЕЕВОЙ

К[РЫЛО]ВУ

Как много ты в немного дней

Как ревностно ты сам себя дурачишь!

КН. ВОЛКОНСКОЙ (ИЗ ЦАРСТВА ВИСТА И ЗИМЫ...)

КН. ВЯЗЕМСКОМУ (КАК ЖИЗНИ ОБЩИЕ ПРИЗЫВЫ...)

Когда исчезнет омраченье

Когда неопытен я был

Когда твой голос, о поэт

Когда, дитя и страсти и сомненья

КОТТЕРИЕ

ЛАГЕРЬ

ЛЕТА

ЛУТКОВСКОМУ (ВЛЮБИЛСЯ Я...)

Люблю деревню я и лето

Люблю я вас, богини пенья

ЛЮБОВЬ (МЫ ПЬЕМ В ЛЮБВИ...)

ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА (В альбом)

Мила, как грация, скромна

Мне с упоением заметным

Мой дар убог, и голос мой не громок

Молитва

МУДРЕЦУ

МУЗА

НА ПОСЕВ ЛЕСА

НА СМЕРТЬ ГЕТЕ

На что вы, дни! Юдольный мир явленья

НАДПИСЬ

Напрасно мы, Дельвиг, мечтаем найти

Не подражай: своеобразен гений

Не славь, обманутый Орфей

Небо Италии, небо Торквата

НЕВЕСТЕ А. Я. В[асильевой]

НЕДОНОСОК

Незнаю? Милая Незнаю!

НОВИНСКОЕ

О своенравная София!

О, верь: ты, нежная, дороже славы мне

Один, и пасмурный душою

ОЖИДАНИЕ

ОНА

ОПРАВДАНИЕ

Осень

Очарованье красоты

ПАДЕНИЕ ЛИСТЬЕВ

ПЕСНЯ (КОГДА ВЗОЙДЕТ ДЕННИЦА ЗОЛОТАЯ...)

ПИРОСКАФ

ПИРЫ

Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам

ПОДРАЖАНИЕ ЛАФАРУ

ПОДРАЖАТЕЛЯМ

Пора покинуть, милый друг

ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ

ПОСЛЕДНЯЯ СМЕРТЬ

ПОЦЕЛУЙ

Поэт Писцов в стихах тяжеловат

Предрассудок! он обломок

ПРИ ПОСЫЛКЕ «БАЛА» С. Э[НГЕЛЬГАРДТ]

ПРИЗНАНИЕ

Приманкой ласковых речей

ПРИМЕТЫ

Приятель строгий, ты не прав

Прощай, отчизна непогоды

ПРОЩАНИЕ

РАЗЛУКА

РАЗМОЛВКА

РАЗУВЕРЕНИЕ

РИФМА

РОДИНА

РОПОТ

Рука с рукой Веселье, Горе

Своенравное прозванье

СКУЛЬПТОР

Случай

Слыхал я, добрые друзья

СМЕРТЬ

Сначала мысль, воплощена

Спасибо злобе хлопотливой

СТАНСЫ (СУДЬБОЙ НАЛОЖЕННЫЕ ЦЕПИ...)

Старательно мы наблюдаем свет

СТАРИК

Твой детский вызов мне приятен

Тебе на память в книге сей

Тебя ль изобразить и ты ль изобразима?

Толпе тревожный день приветен, но страшна

Ты был ли, гордый Рим, земли самовластитель

Ты ропщешь, важный журналист

УВЕРЕНИЕ

Увы! Творец не первых сил!

ФЕЯ

Филида с каждою зимою

ФИНЛЯНДИЯ

ФИНСКИМ КРАСАВИЦАМ

Хотя ты малый молодой

ЦВЕТОК

ЧЕРЕП

Что за звуки? Мимоходом

Чувствительны мне дружеские пени

Чудный град порой сольется

ЭДА

ЭЛЕГИЯ (НЕТ, НЕ БЫВАТЬ ТОМУ...)

ЭПИГРАММА (ДАМОН! ТЫ НАЧАЛ...)

ЭПИГРАММА (КАК СЛАДИТЬ...)

ЭПИГРАММА (ОКОГЧЕННАЯ ЛЕТУНЬЯ...)

ЭПИГРАММА (СВОИ СТИШКИ ТОЩЕВ-ПИИТ...)

Я безрассуден — и не диво!

Версия для печати