АРХИВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ            




 

 

Антон Дельвиг


Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) — барон, русский поэт, критик, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина.

Родился 6 (17) августа 1798 в Москве. Из обрусевших лифляндских баронов. Первоначальное образование получил в частном пансионе в Москве. В 1811 был принят в Царскосельский лицей. Учился без энтузиазма, отмечалось лишь его увлечение отечественной словесностью. Особенно близок был с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером — друзьями на всю жизнь. Ранние литературные опыты Антона Дельвига были удачны: он первым из лицеистов начал публиковаться, он же впервые отдал в печать стихи Пушкина. Написанная Дельвигом «Прощальная песнь воспитанников императорского Царскосельского лицея» (1817) стала лицейским гимном.

Служил в Департаменте горных и соляных дел, в канцелярии Министерства финансов. Служба по финансовой части не увлекала его, но и добившись в 1821 перевода в Публичную библиотеку, Антон Дельвиг своей нерасторопностью и ленью вызвал неудовольствие начальства и в 1825 был отправлен в отставку. Затем служил еще в разных ведомствах, но не с большим усердием.

К 1819 Пушкин, Кюхельбекер, Дельвиг и проживавший с ним в одной квартире Е.А. Боратынский составили дружеское сообщество, именуемое «союзом поэтов» (позднее в него вошел П.А. Плетнев). Противники называли их «вакхическими поэтами» за пристрастие к теме беззаботного наслаждения радостями жизни. В стихотворных посланиях, которыми они постоянно обменивались, господствовал культ дружбы и дух поэтической независимости. Антон Дельвиг - излюбленный их адресат и сам автор многих посланий.

В конце 1810 — начале 1820-х посещал литературные и масонские собрания, связанные с будущими декабристами, но в тайные общества не входил и радикальных убеждений не разделял, вообще чуждаясь активной политической деятельности. Однако аресты и ссылки, последовавшие за восстанием 14 декабря, воспринял как личную драму и был одним из немногих, кто присутствовал на казни пятерых заговорщиков.

В начале 1820-х пережил недолгое увлечение С.Д. Пономаревой, хозяйкой литературного салона, покорительницей сердец многих литераторов; адресовал ей ряд стихотворений («С.Д. П<ономарев>ой», «К Софии» и др.), в том числе двустишную «Эпитафию» на ее безвременную кончину в 1824: «Жизнью земною играла она, как младенец игрушкой. / Скоро разбила ее: верно утешилась там».

В 1825 Антон Дельвиг женился на С.М. Салтыковой. В их доме часто бывали гости, устраивались литературно-музыкальные вечера, но желанного семейного счастья из-за увлекающегося характера супруги не было. Единственное посвященное жене стихотворение — «За что, за что ты отравила…» (ок.1830).

Поэтическое наследие Антона Дельвига невелико. Он славился как автор лирических жанров (элегий, романсов, посланий), был мастером изысканной литературной формы (сонет, антологическое стихотворение и др.). Подлинным новатором он явился в идиллии, традиционно связанной с античным образом счастливой Аркадии - страны пастухов и пастушек. В идиллиях Дельвига («Купальницы», «Изобретение ваяния» и др.) воссоздан этот гармоничный мир, где человеческие отношения естественны и чужды лицемерия и страстей. Пушкин считал их образцом «роскоши» и «неги» древней поэзии. Однако в лучшей идиллии Антона Дельвига «Конец золотого века» (1828) — трагическое крушение этого мира. Постоянные темы его «русских песен», созданных на основе устного народного творчества, — несчастная любовь, разлука, измена («Соловей мой, соловей», «Не осенний частый дождичек» и др.). Одни идиллии и «русские песни» обеспечили бы Антону Дельвигу место среди крупнейших поэтов пушкинского времени.

«Лентяй» Дельвиг не был таковым в литературных делах. В 1825-1831 он издает альманах «Северные цветы», проявляет незаурядные организаторские способности, привлекает петербургских и московских, известных и начинающих авторов для участия в альманахе, публикует и пишет сам критические статьи и рецензии. В 1829 Дельвиг выпустил альманах «Подснежник», сборник своих стихотворений, стал редактором и издателем «Литературной газеты» — полемического органа писателей пушкинского круга, которых бранили «литературными аристократами». По делам газеты имел ряд неприятных столкновений с начальником III отделения А.Х. Бенкендорфом, приведших к ее закрытию в 1830. В том же году издание удалось возобновить под редакцией О.М. Сомова, но все это наряду с семейными неурядицами тяжело сказалось на его здоровье. В несколько дней Антон Дельвиг скончался, как говорили тогда, от «гнилой горячки» 14 (26) января 1831 в Петербурге. Его внезапная смерть потрясла друзей. Пушкин написал в письме: «…никто на свете не был мне ближе Дельвига… Без него мы точно осиротели».

19 ОКТЯБРЯ 1822 (ЧТО ИЛЛИЧЕВСКИЙ...)

19 ОКТЯБРЯ 1824 (СЕМЬ ЛЕТ ПРОЛЕТЕЛО...)

19 ОКТЯБРЯ 1825 (В ТРЕТИЙ РАЗ...)

А. С. ПУШКИНУ

Анахорет по принужденью

БЕДНЫЙ ДЕЛЬВИГ

БЛИЗОСТЬ ЛЮБОВНИКОВ

В АЛЬБОМ А. Н. ВУЛЬФ

В АЛЬБОМ Б.

В АЛЬБОМ С. Г. К-ОЙ

В ДЕНЬ МОЕГО РОЖДЕНЬЯ

В сей книге, в кипе сей стихов

ВДОХНОВЕНИЕ

ГЕНИЙ-ХРАНИТЕЛЬ

ДВЕ ЗВЕЗДОЧКИ

ДИФИРАМБ

ДОМИК

ДРУЗЬЯ

ЖАВОРОНОК

ЖАЛОБА

За что, за что ты отравила

ЗАСТОЛЬНАЯ ПЕСНЯ (ДРУГИ, ДРУГИ!..)

ИДИЛЛИЯ (НЕКОГДА ТИТИР И ЗОЯ...)

К А. М. Т....Й (МОГУ ЛЬ ЗАБЫТЬ...)

К А. С. ПУШКИНУ (КАК? ЖИТЕЛЬ ГОРДЫХ АЛЬП...)

К АМУРУ

К ДИОНУ (СЯДЕМ, ЛЮБЕЗНЫЙ ДИОН...)

К ДРУЗЬЯМ

К Е.

К ЕВГЕНИЮ

К ИЛЛИЧЕВСКОМУ

К ЛИЛЕТЕ

К МАЛЬЧИКУ

К ТЕМИРЕ

КУПИДОНУ

ЛЕКАРСТВА ОТ НЕСЧАСТИЙ

ЛУНА

МАЛОРОССИЙСКАЯ ПЕСНЯ

МОИ ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА

ЛЮБОВЬ

МОЯ ХИЖИНА

МУЗАМ

МЫ

Н. И. ГНЕДИЧУ

Н. М. ЯЗЫКОВУ

НА СМЕРТЬ *** (Я ЗНАЛ ЕЕ...)

НА СМЕРТЬ В[ЕНЕВИТИНОВ]А

НА СМЕРТЬ ДЕРЖАВИНА

НА СМЕРТЬ КУЧЕРА АГАФОНА

НАДПИСЬ НА СТАТУЮ ФЛОРЕНТИЙСКОГО МЕРКУРИЯ

Не осенний частый дождичек

ОСЕННЯЯ КАРТИНА

ОТВЕТ (ЗАЧЕМ НА МЕНЯ ТЫ...)

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

ПЕРЕВОДЧИКУ ВЕРГИЛИЯ

ПЕСНЯ (ДЕДУШКА!- ДЕВИЦЫ...)

ПЕСНЯ (НАЯВУ И В СЛАДКОМ СНЕ...)

ПОДРАЖАНИЕ 1-МУ ПСАЛМУ

ПОДРАЖАНИЕ БЕРАНЖЕ (ОДНАЖДЫ БОГ...)

ПОЭТ (ДОЛГО НА СЕРДЦЕ ХРАНИТ ОН...)

ПОЭТ (ЧТО ДО БОГОВ?..)

ПУШКИНУ (КТО, КАК ЛЕБЕДЬ...)

РАЗОЧАРОВАНИЕ

РОЗА

РОМАНС (ДРУЗЬЯ, ДРУЗЬЯ! Я НЕСТОР...)

РОМАНС (НЕ ГОВОРИ: ЛЮБОВЬ ПРОЙДЕТ...)

РОМАНС (ОДИНОК МЕСЯЦ ПЛЫЛ...)

РОМАНС (ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ...)

РОМАНС (ТОЛЬКО УЗНАЛ Я ТЕБЯ...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (АХ ТЫ, НОЧЬ ЛИ...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (ГОЛОВА ЛЬ МОЯ, ГОЛОВУШКА...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (И Я ВЫЙДУ ЛЬ...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (КАК ЗА РЕЧЕНЬКОЙ...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (КАК У НАС ЛИ НА КРОВЕЛЬКЕ...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (ПЕЛА, ПЕЛА ПТАШЕЧКА...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (ПО НЕБУ ТУЧИ...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (СИРОТИНУШКА ДЕВУШКА...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (СКУЧНО, ДЕВУШКИ, ВЕСНОЮ...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (СОЛОВЕЙ МОЙ, СОЛОВЕЙ...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (ЧТО, КРАСОТКА МОЛОДАЯ...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (Я ВЕЧОР В САДУ...)

С.Д. ПОНОМАРЕВОЙ

СЛЕЗЫ ЛЮБВИ

СМЕРТЬ

Смерть, души успокоенье!

СОНЕТ (ЗЛАТЫХ КУДРЕЙ...)

СОНЕТ (Я ПЛЫЛ ОДИН...)

СТИХИ НА РОЖДЕНИЕ В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕРА

Там, где Семеновский полк, в пятой роте, в домике низком,

Твой друг ушел, презрев земные дни

ТИХАЯ ЖИЗНЬ

ТЛЕННОСТЬ

УТЕШЕНИЕ

УТЕШЕНИЕ БЕДНОГО ПОЭТА

ФАНИ

ХАТА

ХЛОЯ

ЦЕФИЗ

ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА ФАНТАЗИИ

ЭЛЕГИЯ (КОГДА, ДУША, ПРОСИЛАСЬ ТЫ...)

ЭЛИЗИУМ ПОЭТОВ

ЭПИГРАММА (ПОЭТ НАДУТЫЙ КЛИТ...)

ЭПИГРАММА РЕЦЕНЗЕНТУ ПОЭМЫ `РУСЛАН И ЛЮДМИЛА`

ЭПИТАФИЯ (ПРОХОЖИЙ! ЗДЕСЬ ЛЕЖИТ...) (Экспромт)

Версия для печати