Алексей Кольцов


Алексей Васильевич Кольцов, сын прасола-торговца Василия Кольцова, родился в 1809 г. в Воронеже. По воле отца он должен был продолжить торговое дело и остаться человеком малообразованным: после двух лет обучения в уездной школе прасол забрал сына домой и начал приоб­щать к делам торговли. Много времени юный Алексей про­водил в разъездах, передвигаясь по степи с гуртами скота; судьба сводила его с разными людьми и надолго оставляла один на один с природой. Мир России: ее раздольные степи, вольные, лихие и подневольные люди, их песни — весь строй народной жизни, непосредственным участником которой был Кольцов, пробудил в душе молодого человека поэтические чувства. Алексей Кольцов — талантливейший поэт-самоучка впервые узнал, что такое стихи, лишь в шестнадцать лет. Не имея возможности продолжить образование, он постигал законы стихосложения без чьей-либо помощи и втайне от остальных членов своей семьи. В 1830 г. в Воронеже нахо­дился московский философ и поэт Станкевич. Встреча с ним помогла Кольцову утвердиться в своем призвании. По воз­вращении в Москву Станкевич опубликовал одну из песен Кольцова в «Литературной газете». Это послужило поводом для поездки начинающего поэта в Москву (поездки моло­дого Кольцова по столичным городам, как правило, были связаны с поручениями старшего Кольцова, собственные денежные средства Алексея всегда были скудны, точнее, их не было совсем — экономически Кольцов целиком и пол­ностью зависел от отца, поэтому оставить торговлю и занять­ся литературой профессионально он никогда не имел возможности). В Москве у Кольцова появляется друг, один из лучших в России наставников в литературе — Виссарион Григорьевич Белинский. Вскоре благодаря помощи друзей-литераторов, в основном членов кружка Станкевича, Алек­сею Кольцову удалось издать сборник стихов. В 1836 г. в Петербурге произошла еще одна важная для Кольцова встреча — он познакомился с А. С. Пушкиным, который был очень приветлив с ним. Одно из стихотворений Кольцо­ва — «Урожай» спустя некоторое время Пушкин напечатал в «Современнике».

Но чем больше времени Кольцов посвящал поэзии, тем жестче и строже становилась к нему семья. Постепенно в глазах домашних он превратился в непутевого, не способ­ного к настоящему делу изгоя. Кручина ли, вечная неволя или безответная любовь одолела молодого поэта, но вскоре у него открылась чахотка, и он скончался в возрасте три­дцати трех лет.

Иль у сокола

Крылья связаны,

Иль пути ему

Все заказаны?

(«Дума сокола»)

Поэтическое дарование Алексея Кольцова развивалось одновременно с талантом Лермонтова, и оба они ознамено­вали собой начало нового этапа в развитии русской поэзии. «То были, — писал Герцен, — два мощных голоса, доносив­шиеся с противоположных сторон». Действительно, поэзия Кольцова, органически связанная с народным творчеством, несла в себе новые принципы художественного осмысления крестьянского труда и быта и абсолютно тождественные ее содержанию новые средства поэтического изображения. Уже в первом сборнике стихотворений Кольцова (1835) открыва­ется подлинный мир крестьянской жизни. «По крайней мере, — утверждал Белинский в своей статье о Кольцове, — до сих пор мы не имели никакого понятия об этом роде народной поэзии, и только Кольцов познакомил нас с ним».

Дальнейший идейный и художественный рост Кольцова был непосредственно связан с передовыми течениями об­щественной мысли и литературы тех лет. Осваивая народ­но-песенные традиции и опираясь на поэтические достиже­ния современников, Кольцов сумел приобрести свой собствен­ный голос, свои приемы поэтического мастерства. Вольно­любивые произведения Пушкина углубляют в Кольцове те настроения неудовлетворенности действительностью, кото­рые обнаруживаются в его творчестве еще в конце 1820-х гг. Кроме Пушкина на молодого поэта оказывают воздействие и такие поэты, как Дельвиг, Вяземский, Глинка. По-своему сочувствовал Кольцов и Веневитинову в его затаенной тос­ке по «хорошему» и «высокому», и гражданской позиции Рылеева.

Вершиной творческих достижений Кольцова являются созданные им песни. Исключительное проникновение в са­мые глубины народного духа и народной психологии по­зволило Кольцову раскрыть в своих песнях «все хорошее и прекрасное, что как зародыш, как возможность живет в на­туре русского селянина». Тема труда и воли заняла веду­щее место в творчестве Кольцова («Песня пахаря», 1831, «Косарь», 1836, «Стенька Разин», 1838, «В непогоду вихрь», 1839, «Дума сокола», «Так и рвется душа», 1840).

Новаторство Кольцова явственно обнаруживается и в песнях, повествующих о тяжелых условиях жизни крестья­нина. Более того, в ряде его стихов на эту тему уже намеча­ются те тенденции, которые впоследствии будут характерны для поэтов-демократов 1860-х гг. Особенно примечательны в этом отношении песни Кольцова «Горькая доля» (1837), «Раздумье селянина» (1837), «Перепутье» (1840), «Доля бед­няка» (1841) и др.

Высоким гражданским пафосом, глубокой скорбью, вызван­ной смертью Пушкина, окрашено стихотворение «Лес» (1837). Оно достойно сравнения с лермонтовским «На смерть поэта» и не уступает последнему ни в смелости, ни в глубине, ни в образности. Достаточно вспомнить имеющиеся в кольцовских стихах сравнения тех сумрачных лет с «осенью черной» и «ночью безмолвной» или вчитаться в такую строфу:

Одичал, замолк...

Только в непогодь

Воешь жалобу

На безвременье, —

чтобы почувствовать в полной мере смелость вызова, бро­шенного поэтом официальной правительственной России. Примечательна по своей точности и характеристика тех низких интриг, которые явились непосредственным поводом гибели великого поэта:

Сняли голову —

Не большой горой,

А соломинкой...

Особого внимания заслуживают в творчестве Кольцова семейно-бытовые песни и любовная лирика. В них с пре­дельной искренностью раскрыт внутренний мир простой рус­ской женщины, правдиво переданы тяготы женской доли в патриархальной крестьянской среде. Реалистический показ семейных отношений определил собой и художественные особенности кольцовских песен, их тесную связь с народ­ным поэтическим творчеством, в частности с семейно-бытовой народной лирикой. С особенной силой эта связь про­явилась в разработке Кольцовым одной из исконных тем народно-песенной поэзии — темы подневольной жизни с «постылым» мужем, вечной темы свадебного плача невес­ты. «Раздирающая душу жалоба нежной женской души, — как писал Белинский, — осужденной на безвыходное стра­дание», слышится в песнях Кольцова:

Не расти траве

После осени,

Не цвести цветам

Зимой по снегу!

(«Ах, зачем меня...», 1838)

Любовная лирика Кольцова — это поэзия радости, вос­торженного преклонения перед духовной и физической кра­сотой человека. Восхищение любимой порождает и замеча­тельные по своей художественности сравнения:

Пусть пылает лицо

Как по утру заря...

Как весна хороша

Ты невеста моя!

(«Последний поцелуй», 1838)

Удивительно красивое и светлое чувство воспето Кольцо­вым. Герои его песен любят от всего сердца. Не случайно сборник стихов Кольцова Н. Г. Чернышевский назвал книгой «любви чистой», книгой, в которой «любовь — источник силы

и деятельности».

Любовные песни Кольцова выделяются и своим особым задушевным лиризмом, изумительным подчас воспроизведе­нием" интимных человеческих чувств. Такие произведения поэта, как «Пора любви» (1837), «Грусть девушки» (1840), «Разлука» (1840), «Не скажу никому...» (1840) и др., были подлинно новым словом в любовной лирике тех лет.

Народность поэзии Кольцова находит выражение не толь­ко в правдивом показе действительной жизни, но и в разра­ботке художественных средств. Песни Кольцова, писал Бе­линский, «представляют собой изумительное богатство са­мых роскошных, самых оригинальных образов в высшей сте­пени русской поэзии. С этой стороны, язык его столько же удивителен, сколько и неподражаем».

Художественное наследие Кольцова было особенно доро­го Н. А. Некрасову, в творчестве которого многие темы по­лучили дальнейшее развитие. Кольцовские традиции явствен­но ощутимы и в творчестве других поэтов демократическо­го лагеря — И. С. Никитина, И. С. Сурикова...

Особенно большую и плодотворную роль сыграл Коль­цов в художественном развитии Сергея Есенина. В стихо­творении «О Русь, взмахни крылами...» поэт прямо пишет о себе как о последователе Кольцова.

Темы, мотивы и образы Кольцова нашли широкое отра­жение в произведениях Глинки, Варламова, Гурилева, Дарго­мыжского, Балакирева, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рубинштейна, Рахманинова, Гречанинова, Глазунова и мно­гих других творцов классической русской музыки.



А.П. СРЕБРЯНСКОМУ

ВЕСЕЛЫЙ ЧАС

ВЗДОХ НА МОГИЛЕ ВЕНЕВИТИНОВА

ВСЯКОМУ СВОЙ ТАЛАН

ВТОРАЯ ПЕСНЯ ЛИХАЧА КУДРЯВИЧА

ГЛАЗА

ГОРЬКАЯ ДОЛЯ

ДВА ПРОЩАНИЯ

ДВЕ ЖИЗНИ

ДЕРЕВЕНСКАЯ БЕДА

ДОМ ЛЕСНИКА

ДУМА ДВЕНАДЦАТАЯ

ЖЕНИТЬБА ПАВЛА

ИЗМЕНА СУЖЕНОЙ

К РЕКЕ ГАЙДАРИ

Когда есть жизнь другая там

КОЛЬЦО

КОСАРЬ

КРАСАВИЦЕ

ЛЕС (ЧТО, ДРЕМУЧИЙ ЛЕС...)

ЛЮДИ ДОБРЫЕ, СКАЖИТЕ

МИР МУЗЫКИ

МОГИЛА

МОЛИТВА

НА ОТЪЕЗД Д.А. КАШКИНА В ОДЕССУ

Не разливай волшебных звуков!

НЕ ШУМИ ТЫ, РОЖЬ

Ничто, ничто на свете

НОЧЛЕГ ЧУМАКОВ

НОЧЬ

О, не кажи улыбки страстной!

ОСЕНЬ

ОТВЕТ НА ВОПРОС О МОЕЙ ЖИЗНИ

ПЕРВАЯ ПЕСНЯ ЛИХАЧА КУДРЯВИЧА

ПЕРЕПУТЬЕ

ПЕСНЬ РУСАЛКИ

ПЕСНЯ (АХ, ЗАЧЕМ МЕНЯ...)

ПЕСНЯ (В ПОЛЕ ВЕТЕР ВЕЕТ...)

ПЕСНЯ (ГДЕ ВЫ, ДНИ МОИ...)

ПЕСНЯ (ГОВОРИЛ МНЕ ДРУГ...)

ПЕСНЯ (ДУЮТ ВЕТРЫ...)

ПЕСНЯ (ЕСЛИ ВСТРЕЧУСЬ С ТОБОЙ...)

ПЕСНЯ (МНОГО ЕСТЬ У МЕНЯ...)

ПЕСНЯ (ОЧИ, ОЧИ ГОЛУБЫЕ...)

ПЕСНЯ (ПЕРСТЕНЕЧЕК ЗОЛОТОЙ...)

ПЕСНЯ (ТАК И РВЕТСЯ ДУША...)

ПЕСНЯ (ТЫ НЕ ПОЙ, СОЛОВЕЙ...)

ПЕСНЯ (УТРАТИВ ТО, ЧТО ПРЕЖДЕ БЫЛО...)

ПЕСНЯ ПАХАРЯ

ПЕСНЯ РАЗБОЙНИКА

ПЕСНЯ СТАРИКА

Пишу не для мгновенной славы

По-над Доном сад цветет

ПОРА ЛЮБВИ

ПОСЛЕДНИЙ ПОЦЕЛУЙ

ПОСЛЕДНЯЯ БОРЬБА

ПРИДИ КО МНЕ

ПУТНИК

РАЗДУМЬЕ СЕЛЯНИНА

РАЗЛУКА

РАЗМОЛВКА

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЕЛЯНИНА

РУССКАЯ ПЕСНЯ (ГРЕЕТ СОЛНЫШКО...)

РУССКАЯ ПЕСНЯ (Я ЛЮБИЛА ЕГО...)

СЕЛЬСКАЯ ПИРУШКА

СЕСТРЕ

СИРОТА

СОВЕТ СТАРЦА

СОЛОВЕЙ

СПЯЩЕМУ МЛАДЕНЦУ

ТЕРЕМ

ТОСКА ПО ВОЛЕ

УДАЛЕЦ

УРОЖАЙ

УТЕШЕНИЕ (ВНИМАЙ, МОЙ ДРУГ...)

УТЕШЕНИЕ (КАК ЖАЛЬ, ЧТО СЧАСТИЯ ЗВЕЗДА...)

ХУТОРОК

ЦАРСТВО МЫСЛИ

ЦВЕТОК

ЧЕЛОВЕК

Что ты спишь, мужичок?

Я БЫЛ У НЕЙ