Владимир Соловьев

 

 

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) как поэт выступил в печати в конце 70-х годов. В общественно-философской и литературной жизни России конца XIX века большую роль сыграла разработанная Владимиром Соловьевым доктрина религиозного преображения действительности.

В основе ее лежит почерпнутое в «Евангелии» учение о кризисе жизни и близящемся апокалипсическом конце мира. Не принимая крайних жестокостей самодержавия, философ вместе с тем отвергает и революционный путь изменения существующего правопорядка.

Надежды на возможное переустройство мира он связывает с духовным его обновлением (революция духа), с Новым Пришествием. Главное место в его учении занимает образ Жены, Облаченной в Солнце, воплощение красоты, добра и справедливости, дарующей миру нового Бога.

В поэзии имя Владимира Соловьева обычно связывают со школой русского символизма. Хотя сам Владимир Соловьев символистом не был и во многом не принимал эстетики символистов, его идеалистическая доктрина была популярна у «младших» символистов — А. Блока, А. Белого, С. Соловьева, которые считали его своим «духовным отцом».

Собственное поэтическое творчество Владимира Соловьева невелико по объему и интересно главным образом как художественная иллюстрация его мистических исканий.

Как поэт он был сторонником «чистого искусства», большое влияние оказал на него А. А. Фет.



Стихи