АРХИВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ            




 

 

Сергей Соловьев

 

 

Сергей Михайлович Соловьев (1885-1942). Внук историка С. М. Соловьева, племянник философа и поэта В. С. Соловьева, троюродный брат А. Блока. Отец — педагог и переводчик, редактор посмертного издания сочинений Вл. Соловьева, мать — переводчица, художница, тонкий ценитель искусства.

Отроческая дружба связывала юного поэта с А. Блоком и А. Белым. Выросший в атмосфере напряженных интеллектуальных и художественных интересов, Соловьев был едва ли не вундеркиндом: «Трех лет ему открылся Логос, / Шести — Григорий Богослов, / Семи — словарь французских слов», — полуиронически сказал о нем А. Белый.

В конце 1890 — начале 1900-х С. Соловьев был восторженным поклонником А. Блока (записывал в его беловую тетрадь собственные опыты, созданные под гипнотическим влиянием поэзии Блока и идей Вл. Соловьева), впоследствии обнаружил фанатичную негибкость в своих эстетических пристрастиях и любое изменение прэтики считал предательством высоких идеалов.

К моменту выхода первой книги стихов «Цветы и ладан» (1907) отношение к Блоку стало насмешливо-издевательским. С. Соловьев тогда был студентом классического отделения историко-филологического факультета Московского университета; завороженность язычеством и античной культурой сосуществовали в его стихах рядом с христианской религиозностью, не смешиваясь и не проникая друг в друга (отсюда — два слова, два образа в названии). «Книгой попыток» называет ее В. Брюсов, Блок на многих примерах доказывает банальность и отсутствие «напева» и заключает: «все те немногие стихотворения, где есть истинная поэзия, пахнут ладаном, запаха же цветов во всей книге Сергея Соловьева нет ни малейшего».

В следующих сборниках, «Апрель» (1910), «Цветник царевны» (1913), темы радости жизни и религиозно-евангельские мотивы все также не вызывают душевного напряжения поэта, не вызывают конфликта в образном строе его поэзии, потому что разнесены по разным стихотворениям. Но при этом критики не раз отмечали «безупречную сделанность» вторичных — на грани стилизаций — стихотворений.

На рубеже 1911-1912 С. Соловьев пережил тяжелый внутренний кризис, приведший к болезни; после выздоровления он поступает в Московскую Духовную академию и в 1915 становится православным священником, а в 1923 переходит в униатство (в 1926 году стал епископом).

Четвертая книга стихов получает символическое название — «Возвращение в дом Отчий» (1915). Жизненный перелом не затронул поэтику С. Соловьева, она осталось прежней: эклектичной, умело повторяющей классические образцы (от Горация и Боратынского до Брюсова и Вяч. Иванова), безлико-холодноватой.

Соловьев в последние годы занимался исключительно переводами, подвергался аресту; умер в эвакуации в госпитале, страдая от душевной болезни.


Стихи

Версия для печати