Поликсена Соловьева

 

 

Поликсена Сергеевна Соловьева (1867-1924) была двенадцатым ребенком в семье известного историка, ректора Московского университета С. М. Соловьева. Значительное влияние на нее оказал родной брат, философ и поэт Владимир Соловьев. Она получила хорошее домашнее образование, сочинять стихи стала с пяти лет, сразу, как выучилась читать. Кроме стихотворного таланта у нее рано проявились способности к пению и живописи. Она училась в Школе живописи, ваяния и зодчества и впоследствии сама иллюстрировала все свои книги.

В шестнадцать лет дебютировала стихотворением в «Ниве», а с 1895 стала печататься в лучших столичных журналах: «Русское богатство», «Мир Божий», «Вестник Европы», «Журнал для всех». Избранный литературный псевдоним Allegro (муз.: весело, живо) позже считала неудачным, полагая, что на выбор излишне оптимистического имени бессознательно повлияло желание восполнить «недостаток жизненности» в своем характере.

После выхода сборника «Стихотворения» (1899) вошла в литературные круги, посещала знаменитые литературные «пятницы» К. Случевского, сблизилась с писателями-символистами. В 1906-1913 вместе с Н. И. Манассеиной издавала журнал для детей «Тропинка», позже создала одноименное издательство. К работе в журнале привлекла многих писателей, в том числе А. Блока, К. Бальмонта, С. Городецкого, А. Куприна, А. Н. Толстого. В «Тропинку» в качестве художницы была приглашена Е. Гуро. П. Соловьева и сама много писала для детей.

Ее поэтические книги «Иней» (1905), «Плакун-трава» (1909), «Вечер» (1914) вызывали сдержанные похвалы современников (в том числе А. Блока, Вяч.Иванова, И. Анненского); неизменно доброжелательная интенция критики объяснялась почтением к фамилии Соловьевых и к памяти покойного брата писательницы.

Ее «тихие, грустные стихи» (определение А. Блока) написаны под ощутимым влиянием философии В. Соловьева, с которым она была связана не только кровным, но и духовным родством. Лишенные яркой оригинальности (написанные к тому же от мужского имени), достаточно традиционные по форме, стихотворения П. Соловьевой тем не менее были удостоены официальных наград: поэтесса оказалась первой, кто получил только что учрежденную в 1908 году Академией наук Пушкинскую премию.

В книге рассказов П. Соловьевой «Тайная правда» (1912) и стихотворной повести «Перекресток» (1913) нашли отражение веяния женской эмансипации. Условно-поэтический стиль П. Соловьевой сложился в индивидуальную манеру в итоговом сборнике «Последние стихи» (1923), когда ей удалось найти раскованную интонацию для воплощения в стихах вечного, конкретного мира.


Стихи