Петр Потемкин

 

 

Петр Петрович Потемкин (1886-1926) дебютировал сатирическими стихами в 1905 г. в журнале К. И. Чуковского «Сигнал», активно печатался и в других журналах-однодневках, вызванных к жизни первой русской революцией и провозглашенной «свободой слова». Под влиянием своего университетского товарища, Вл. Пяста, увлекся поэзией символистов. Познакомился с Вяч. Ивановым и бывал у него в литературном салоне «на башне» — в квартире на Таврической улице. С момента создания журнала «Сатирикон» стал одним из самых активных авторов, пытался издавать при «Сатириконе» детский юмористический журнал «Галчонок» (вместе с Вас. Князевым).

Первая книга П. Потемкина — «Смешная любовь» (1908), принесла ему популярность и репутацию модного поэта нарождавшейся именно в те годы русской богемы. Пародийное обаяние изящного, порой виртуозного стиха Потемкина было так сильно, что поэт сразу сделался, по словам В. Брюсова, «маленьким мэтром», «создателем (...) чуть ли не своей школы». В циклах «Парикмахерская кукла», «Жестяные любовники» иронически перепевались темы и образы символизма, высокой романтической лирики А. Блока.

Второй сборник — «Герань» (1912) разительно отличался по своей стилистике от раннего, в нем не было болезненного надлома и горькой романтической иронии — любви-ненависти к символизму. Посвященный «Жене-Жене» (актрисе Е. А. Хованекой), он воспевал любовь земную, счастливо-взаимную и искрился радостными красками лубочных картинок.

«Задание скорее живописное, почти федотовское, нашло свое разрешение в сочной словесной живописи», — писал Саша Черный в статье 1926 года о Потемкине, выразительно названной — «Русский палисадник». И все же вторая книга по своим поэтическим достоинствам заметно уступала стихам из «Смешной любви»; в ней была утеряна та щемяще-ломкая, изысканная интонация, что заставила Ин. Анненского в своей предсмертной статье в «Аполлоне» высоко оценить дарование молодого поэта.

Когда в Петербурге появились первые театры-кабаре и театры миниатюр, П. Потемкин стал не только их завсегдатаем, но и автором-драматургом, плодовитым сочинителем скетчей и одноактных пьес. В 1913-1914 гг. он пишет театральные рецензии, печатает в газете «День» рассказы, сочиняет детские стихи, переводит немецкую и чешскую поэзию.

В 1920 эмигрирует через Румынию в Прагу, затем в 1923 переезжает в Берлин (здесь издает сборник стихов «Отцветшая герань. То, чего не будет»), затем ненадолго перебирается в Рим, и в 1924 г. поселяется в Париже, где в русских театрах с успехом ставятся его пьесы.

Умер от сердечного приступа.

 

 

Стихи