АРХИВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ            




 

 

Константин Липскеров

 

 

Константин Абрамович Липскеров (1889-1954). Отец, Абрам Яковлевич, был издателем московской газеты «Новости дня». Учился Константин в московском лицее, из средних классов ушел учиться живописи в мастерскую К. Юона.

Дебютировал в 1910 в журнале «Денди». За цикл сонетов «Голова Олоферна», посланных анонимно на поэтический конкурс им. С. Надсона, получил первое место (в жюри входили И. Бунин и В. Брюсов). Стихи его стали появляться с 1913 в «Северных записках».

В начале 1914 Осип и Лиля Брики взяли его с собой в поездку по Средней Азии, и это путешествие потрясло молодого поэта, дало впечатления для двух поэтических книг, определило тему и своеобразие его творчества.

В отзыве на первую книгу — "Песок и розы" (М., 1916) В. Ходасевич писал: «Приехав в Туркестан, поэт не сделал из него «своей страны», не превратил в "Туркестан Липскерова", а, наоборот, сам постарался сделаться как можно более "туркестанским" поэтом, однако же пишущим сонеты классическим пятистопным ямбом с цезурой на второй стопе».

Экзотическая тема в рамках твердых европейских форм — сонетов, рондо, триолетов — нашла свое дальнейшее развитие в его следующей книге — «Туркестанские стихи» (М., 1922) и двух сборниках того же года — «Золотая ладонь» и «День шестой», где Восток уже не только мусульманский, но буддийский и библейский.

Здесь уже нет живописных реалий, вещности и конкретности нарисованных «картинок», погружения в эмоциональную атмосферу Востока, которой «очаровывались» даже такие строгие ценители, как О. Мандельштам, но ощутима довольна условная, хотя и мастерская стилизация в духе Ж. М. де Эредиа или ориентальных стихов А. Ренье.

После революции входил в группу «неоклассиков», много переводил восточных поэтов, собственные стихи продолжал писать всю жизнь, но уже не печатал.

 

Стихи