Иван Рукавишников

 

 

Иван Сергеевич Рукавишников (1877-1930) происходил из старообрядческой семьи купцов-миллионеров. Воспитывался в Нижегородском дворянском институте, но из-за болезни (туберкулез) неоднократно прерывал учебу для лечения в санаториях. В школьные годы увлекся живописью и сочинительством. Получил в Петербургском университете специальность археолога. Ушел из семьи, был проклят отцом и «прозябал без гроша» в столице. Семь лет упорно занимался живописью, под влиянием М. Горького предпочел в конце концов литературу.

Стал печататься одновременно в сборниках писателей-реалистов «Знание» и в символистском журнале «Весы». В 1901-1904 издал три книги «Стихотворений», где проявил себя усердным учеником «старших» символистов.

Восторженно встретил революцию 1905 года риторическими стихами — «Кто за нас — иди за нами!» и самоотверженной работой в организации эсеров. В 1907 вернулся к выпуску сборников «Стихотворений». О четвертой книге критика писала, что ее «надо выжать», тогда она станет много лучше.

Удивительно плодовитый — на грани графомании — писатель к 1925 году успел издать 20 томов своих сочинений, из которых треть составляла лирика. Несовпадение надмирной позы поэта-витии с реальными достоинствами «средне-декадентских» стихов делали фигуру И. Рукавишникова уязвимой для насмешек, почти анекдотической. Но в писательских кругах к нему относились с симпатией, прощая недостаток таланта за рыцарское служение литературе, «донкихотство».

Долго оставаясь вульгаризатором тем и настроений Ф. Сологуба, а ритмически перепевая К. Бальмонта, Рукавишников со временем увлекся стихотворным экспериментаторством и нашел свою форму. В последние годы он почти полностью перешел на «напевный» стих, предваряя аналогичные опыты с тактовиком И. Сельвинского и других молодых поэтов.

И. Рукавишников — автор трехтомного романа «Проклятый род», в основу которого была положена история нескольких поколений его собственной семьи (клан нижегородских купцов Рукавишниковых расценил это как оскорбление).

После революции организовал в Москве «Дворец Искусств», а после его закрытия с 1921 читал курс стиховедения в Брюсовском литературном институте, писал для «Литературной энциклопедии» курьезные статьи о строфике

Стихи