АРХИВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ            




 

 

Борис Садовской

 

 

 

Борис Александрович Садовской (Садовский) (1881-1952) — сын историка А. Я. Садовского. Учился в нижегородском Дворянском Александровском институте и в гимназии, затем на историко-филологическом факультете Московского университета. С начала 1900-х печатал стихи сначала в нижегородской, затем в московской прессе.

Биографически был близок к символистам (выступал с резкими критическими статьями в журнале «Весы», за что А. Белый назвал его «цепной собакой Брюсова»); был хорошо знаком лично со многими ведущими писателями-модернистами. Но в своем творчестве ориентировался на классическую традицию XIX века, пытаясь синтезировать поэзию Фета и опыт новейших течений. (Наиболее значительные исследования Садовского-литературоведа также посвящены изучению жизни и творчества А. Фета.)

Первый сборник стихов Б. Садовского «Позднее утро» появился в 1909, после чего его книги выходили в свет регулярно: «Пятьдесят лебедей», 1913; «Косые лучи. Пять поэм», 1914; «Полдень. Собрание стихов», 1915; «Обитель смерти», 1917.

Самая удачная книга Садовского «Самовар» (1914) принесла некоторую известность автору не формой (нарочитый академизм, бледная копия классического XIX века), но тематикой: все произведения, составившие цикл, посвящены заявленному в заглавии «герою» («Новогодний самовар», «Самовар в Москве» и проч.).

Ироничное любование старинным русским бытом определяет некоторую архаичность поэтики, в системе которой отсутствие оригинального голоса выглядит как оправданная стилизация.

Характерно, что позже тяжело больной поэт (в конце 1916 его разбил паралич) нашел свое призвание именно в жанре стилизации (мистификации): свои собственные произведения публиковал под именем А. Блока и С. Есенина, вводя в заблуждение квалифицированных исследователей.



Стихи