АРХИВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ            




 

 

Александр Измайлов

 

Александр Алексеевич Измайлов (1873-1921). Сын дьякона в церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, отсюда его литературный псевдоним — Смоленский, которым подписывал свои рассказы.

Окончил Петербургскую духовную академию в 1897, но уже в 1895 начал публиковать прозу в журналах. С конца 1890-х годов и до революции был одним из самых влиятельных литературных критиков, печатаясь во многих изданиях, но главным образом в газете «Биржевые ведомости» (на протяжении 20 лет вел еженедельную рубрику «Литературный фельетон»).

В переработанном виде его статьи составили книги «На переломе. Литературные размышления» (1908), «Помрачение божков и новые кумиры. Книга о новых
веяниях в литературе» (1909), «Литературный Олимп» (1911), «Пестрые знамена. Литературные портреты безвременья» (1913) и др.

В пору борьбы разных литературных школ неизменно декларировал свою независимость от течений и направлений, от смены моды в искусстве, руководствуясь лишь здравым смыслом и эстетическими критериями (впрочем, весьма консервативными). Был дружен со многими литераторами, уважавшими Измайлова за то, что личное отношение никогда не сказывалось на объективности его оценок.

Продолжением профессиональной критической деятельности А. Измайлова стали его остроумные пародии, собранные в книги «Кривое зеркало» (1908; 4-е издание — 1911) и «Осиновый кол» (1915). Рядом с пресноватыми, безупречно корректными критическими статьями А. Измайлова, откуда юмор последовательно изгонялся, а темперамент намеренно сдерживался претензиями судить обо всем происходящем в литературе с «парнасских высот», пародии казались отдушинами, веселыми двойниками серьезных статей. Именно эта часть творческого наследия писателя (Измайлов издал также роман, автобиографическую повесть, несколько сборников рассказов и книгу лирики) оказалась самой долговечной в его литературном наследии.

Пародии А. Измайлова содержат ценную информацию о восприятии современниками творчества А. Блока, З. Гиппиус, М. Горького, А. Чехова уже в силу того, что виртуозно воспроизводят стиль пародируемых писателей и создают шаржированную, карикатурную, но достоверную картину литературной жизни начала XX века.

 

 

Стихи

Версия для печати